Онейрон

Притча о цветах

«The parting of the Forces», Ангело Вентура, Италия, 2014

Представьте себе затерянную в горах — или даже в мирах — страну, где у всех жителей монохроматическое зрение. Всё вокруг они видят в оттенках чёрно-белого и не могут себе представить, что возможно наблюдать реальность как-то иначе. За исключением этого, всё у них так же как и у нас: люди рождаются, спорят, договориваются, воюют, женятся, ходят на работу, делают ещё множество замечательных вещей, а затем умирают.

Конечно, если бы кто-нибудь из нас попал в эту страну, то сразу бы понял, что с местными жителями что-то не так. Их дома, одежда и картины используют, с нашей точки зрения, очень странный набор цветов, а предупредительные надписи оформлены не красным, а прямоугольником с резкими выступающими лучами как в логотипе «Мерседеса» или эмблеме НАТО. Красный цвет не имеет никакого смысла для местных жителей, а предметы красного цвета вовсе необязательно ассоциируются у них с опасностью и не вызывают никакой инстинктивной реакции, ведь, в конце концов, для них это просто один из оттенков между чёрным и белым. По этой же причине и набор метафор и описательных приёмов в их литературе очень отличен от нашей. Никаких «цвета крови» или «васильковых глаз»: хотя местные писатели и выжимают всё, можно из яркости, прозрачности и их антонимов, но всё, что опирается не на оттенок серого, а требует обращения к идее другого цвета — находится за гранью их опыта и понимания.

Но удивление случайного гостя из нашего мира было бы им непонятно. В определённую эпоху их истории, его даже могли бы сжечь на костре, но так как и времена другие и рассказ наш не предусматривает иномирных посетителей, то несостоявшемуся визитёру удалось избежать подобной участи.

Вместо этого обратим наше внимание на живущего в удалении от большого города отшельника Базилеуса, который посвящает своё свободное время (от фрилансовой работы, приносящей ему необходимый для независимой жизни доход) медитациям и другим практикам, в широких кругах пользующихся смешанной репутацей. Этот адепт в результате своих мистических изысканий открыл способность, практически никому не понятную: он научился видеть красный цвет. По крайней мере, так бы засвидетельствовал тот самый недобравшийся до чёрно-белой страны гость, если бы сравнил, какие предметы отшельник называет «трансцендентального оттенка» с теми, что посетитель видит как привычного красного цвета.

Для Базилеуса, которому удаётся видеть красный цвет после шестичасовой медитации на протяжении тридцати секунд, этот опыт потрясает основы его личного мироздания. Конечно, он и раньше знал, что мир — больше, чем нам наблюдается, но одно дело — понимать интеллектуально, а другое — увидеть то, что не тьма, не свет, не туман между ними, то, что и не яркое, и не тёмное, и не блеклое, что невозможно описать имеющимися словами. Прочитать у алхимиков «Смешай Свет и Тьму, получишь Светотьму, раствори Светотьму, получишь Несветотьму» и у Термеса Грисмегистра — «Что чёрное, то и белое, а что и чёрное и белое, то ни то, ни другое», и непосредственно воспринимать то, что иначе как «проявлением запредельного» и не назовёшь — разница огромная.

Наш герой много размышляет об этом и создаёт свою Теорию, о Том Как Устроен Мир. Вначале он пишет труд, рассчитанный на академическую гуманитарную аудиторию под названием «Трансгрессивная трансценденция онтологически-эпистемологических категорий экзистенциальности». Опус принят благосклонно, но без последствий, поэтому он выпускает произведение для публики попроще: «Как познать истинный смысл жизни» и начинает выступать с лекциями. Его слава растёт, и вот уже он колесит по городам и весям, рассказывая скучающим обывателям о том, как видеть обычно невидимое, расширить суженное сознания и вообще — обрести просветления и освободиться.

Его собственный успех вызывает у него двойственные чувства. С одной стороны, он делает хорошее дело: сидя на стуле, приобщает мирян к запредельному, а те, в ответ, дарят ему деньги и любовь. Особенно в последний раз, когда он чуть не утонул в трансцендентального отлива глазах одной посетительницы, уже после лекции давая ей дополнительные уроки в своём номере. Любви, как известно, и трансценденция покорна.

С другой, хотя людям, вроде бы, и интересно то, что он рассказывает, почти никто из них не пытается действительно узреть трансцендентный оттенок, а если кто и пытается, то из этого ничего не выходит, и человек быстро сдаётся, предпочитая вместо практики сходить в пятницу вечером на ритрит.

Но вот однажды, у мастера появляется ученик — и Базилеус понимает, что тот действительно видит. Видит что-то трансцендентное, но вот только… Что-то иное, что-то неправильно трансцендентное. Между Мастером и Учеником происходит ссора, и последний отправляется в собственное духовное путешествие навстречу своим открытиям, своим выступлениям и своим поклонницам.

Однако если бы тот самый недобравшийся до этой монохроматической земли гость из нашего мира смог бы побеседовать с ними, то легко бы установил суть противоречия.

Дело в том, что ученик видит не красный.

Он видит зелёный.

Цикл «Спектр восприятия»

* Комментарии премодерируются