Двухпалатный ум II: Чем не является сознание

2010-04-18 · ·

Сознание

Перед тем, как рассуждать на тему сознания, необходимо определить, а что же это всё-таки такое, то есть определить сам предмет обсуждения. И Джейнс начинает с того, чем сознание не является и перебирает ряд предположений, которые выдвигались в разное время относительно того, что является его частью.

Сознание не является копией опыта

Сначала Джейнс обсуждает идею о том, что функция сознания заключается в том, чтобы накапливать опыт, копировать его как камера, чтобы потом можно было размышлать о нём и обдумывать. Здесь автор предлагает вспомнить, сколько зубов вы видите, когда их чистите, или же вспомнить, какие буквы соответстветствует кнопкам на телефоне, после чего поясняет, что сознательная ретроспекция — это получение того, о чём вы были осознанны ранее и переработка полученного в рациональный или достоверный вид.

Для примера он предлагает вспомнить, как читатель вошёл в комнату и взял в руки книгу. В подавляющем большинстве случаев окажется, что человек представил как входит и берёт книгу со стороны, чего на самом деле не было (он же не видел себя со стороны, когда это делал).

Таким образом, сознательная ретроспекция1 — это доступ только к тому, о чём человек был осознан раньше, и переработка этого в рациональный или достоверный вид.

Сознание не требуется для концепций

Второе заблуждение — это то, что на основании сознательного опыта человек формирует некоторую концепцию, например концепции «дерева» в противовес конкретному дереву.

На это Джейнс замечает, что у каждой кошки есть концепция «собаки», у пчелы — концепция «цветка» и так далее — знание того, что конкретный объект относится к некоему классу предметов, и знание общих свойств последнего.

Сознание не требуется для обучения

Условные рефлексы на практике

Самый простой тип обучения основан на условных рефлексах. Первое, что нужно отметить, то что сознание для него является скорее помехой, чем помощью. Хорошим и близким многим примером является десятипальцевая печать — по сути, обучение ему сводится к нейтрализации вмешательства сознания в процесс, чтобы пальцы набирали требуемый текст бессознательно. Какое-либо вмешательство в этот процесс сознательной мысли (“где находится нужная клавиша?”, “как я печатаю?”) только ухудшает результат.

Другой тип обучения — оперантное или обучение на основе решения проблем является более сложным случаем. Сознание для него может оказать значительную помощь в постановке проблемы, однако обязательным оно не является.

Это хорошо видно, если изучить то, как были сделаны многие открытия великими учёными: хотя они много и подолгу сознательно думали о проблеме (определяли цель и ставили задачу), однако решение зачастую приходило лишь через некоторый момент совершенно в неожиданный момент: во время бритья, на обеде или во время прогулки.

Джейнс в качестве примера того, как человек может проходить через такой тип обучения приводит пример эксперимента, в котором переиодически издаваемый неприятный звук отключался, когда дергался мускул пальца. Эксперимент был построен так, что участники эксперимента не имели понятия о том, чему они должны были научиться (цель была заявлена другая, к телу подключено несколько электродов, но только с одного снимались показания, а сокращение выбранного мускула сознательно не воспринималось), однако это не помешало участникам в конце концов научиться отключать неприятный звук, хотя они и понятия не имели об этом.

В другом забавном примере студенты психологичекого класса, когда преподаватель двигался в правую сторону, проявляли большее внимательние словам и сильнее реагировали на его шутки. В результате им почти удалось догнать его до двери, а он так ничего и не заметил необычного.

Сознание не требуется для того, чтобы выносить суждения, принимать решения и делать выводы

Здесь достаточно простого примера. Есть последовательность — круг-треугольник-круг-треугльник-круг-… Какой следующий элемент? Удивительно, но 99.99%, что вы догадались мгновенно без какого-либо сознательного вмешательства. Единственное, что вы осознавали — это задачу и результат, однако сам процесс того, как мозг сделал этот вывод, был совершенно бессознателен.

И как было сказано раньше, решения многих проблем приходили учёным тогда, когда они об этом не думали (осознанно), что также показывает, что сознание для этого не требуется.

Заключение

Как можно видеть, многое из того, что часто включается в понятие «сознание» на самом деле не является его частью, поэтому можно хотя бы теоретически предоложить, что могла бы существовать человеческая раса, которая могла бы делать всё упомянутое выше, не обладая при этом сознанием. А что это такое, по мнение Джейнса, мы рассмотрим в следующей статье.

1 Обращение к прошлому, рассматривание минувших событий; ретроспективный взгляд – взгляд в прошлое, обзор прошедших событий.

Метки:

Другие статьи

Сообщество сайта Вконтакте

qwin2k · 2010-04-18 18:30 · #

Он путает понятия и идеи. “Ф топку”(с)
В начале статьи намёки на ассоциацию и диссоциацию из нлп,
+ автор явно решил кривую бандуры и круг научения переписать своими словами, а самое главное что всё написанное – большей частью теория и догадки.

Фантас · 2010-04-20 09:35 · #

Вообще, он скорее про понятия и говорил изначально. Относительно “кривой бандуры” и “круга научения” — не думаю. В оригинале использовались “signal learning”, “classical conditioning” и “operant learning” — вполне устоявшиеся термины.

Комментатор · 2010-04-21 22:42 · #

Здесь достаточно простого примера. Есть последовательность — круг-треугольник-круг-треугльник-круг-… Какой следующий элемент? Удивительно, но 99.99%, что вы догадались мгновенно без какого-либо сознательного вмешательства.
Сознанине – это то, что позволяет нам усомниться… ;)

RA3UM · 2010-04-22 15:38 · #

Эврика ))) Комментатор сказал то что я не мог выразить )
Спасибо.Обожаю сомнения и всегда их сею :) – наверно я сознательный.
Хотя у автора гипотезы немного не так.

qwin2k · 2010-04-27 00:38 · #

разум, сомнения могут и как индивидуальные ментальные стратегии, и как признак разробленности и конфликта, обрати на это внимание.

Фантас · 2010-04-28 10:25 · #

RA3UM
Хотя у автора гипотезы немного не так.
Ну, почему, вполне укладывается: при двухпалатной схеме “человеческая” часть мозга не оспаривает решений, принятых божественной. Сомнениям нет места — на Олимпе сказали “Надо!”, человек ответил — “Есть!” :).

лилита · 2010-09-03 23:36 · #

Сознание невозможно без произвольного внимания и воли. А логические операции можно прокручивать и машинально, в трансовом состоянии

ghost · 2011-03-30 01:04 · #

Тема пересекается с “двухпалатностью”.

Что я об этом знаю?

- полушария мозга соединениы буквой Y с перемычкой в верхней части между полушариями мозга.

- в нормальном режиме – яви – полушария координируют свои действия через эту перемычку.

- основание, ножка буквы Y, является древнейшей частью мозга – спинным мозгом. т.е. занимается вещами типа координации движений и осязания.

- в норме из-за координации между полушариями происходит “потеря производительности”.

- если одно из полушарий отключено (в результате ОС, или – как описано в фантастике у Станислава Лема, введением снотворного в артерию только с одной стороны шеи человека), происходит резкое возрастание производительности одного полушария, которое и выражается в чрезвычайной резкости и четкости состояни ОС, о которой пишут многие онейронавты.

Я например, находясь в таком состоянии, легко визуализирую траву – с точностью до каждой травинки, причем “вижу” их все одновременно, что в яви для меня невозможно.

Существует еще следующая последовательность – от НЛП к DHE, которое является секретной техникой НЛП-ерцев (о которой так и не удалось узнать ничего вразумительного, кроме того, что она использует кучу вспомогательной аудио- и визуализирующей техники для создания состояния “галлюцинирования наяву”).

Находясь в подобном состоянии, или обладая умением подобной практики, можно – и это реальный пример – визуализировать в состоянии яви понимаемый как настоящий, но виртуальный предмет. Например, градусник, который привязывается к подсознательно воспринимаемому настроению человека переда вами, который висит над его головой.

Эьто очень мощная техника, и к сожалению, она похоже, сейчас засекречена, и доступна лишь мастерам уровня “тренер НЛП”…

* Комментарии премодерируются