Стандартные методы мнемотехники основаны на использовании «дворцов памяти» — связывании в воображении образов, кодирующих нужную информацию, с локациями в каком-то месте (реальном или вымышленном). Однако в «Memory craft» рассказывается о других подходах. Один из них — это использовать переносные мнемонические устройства. Это может дощечка с наклеенными на ней бусинками или ожерелье с разными камнями. Я решил попробовать применить этот подход к четкам, и это сработало весьма неплохо.
Я закодировал на них алгоритм входа в ОС, предложенный Михаилом Радугой в его учебнике.
Здесь нужно сделать несколько ремарок.
Во-первых, строго говоря, никакой информации на самих четках не кодируется. Скорее речь идет о создании определенных ассоциативных связей, которые позволяют легко вспомнить нужную информацию, которая сама по себе находится в голове. Для людей, связанных с айти-индустрией, можно привести аналогию с индексом в базе данных — принцип работы здесь похож.
Во-вторых, данный метод не обязательно требует использования визуальных образов. На цилиндр я повесил три образа (глаз, два глаза и ухо), но для других бусин, кодирующих техники, это оказалось не нужным: мнемоническая связь создавалась непосредственно между частью бусины, к которой я прикасался, и нужной концепцией. Например, прикасаясь к левому крылу девочки-ангелочка, я говорил «взлет», к правому — «полет», к голове — «кувырок» и т.п., то есть метод не требует какой-то особенной визуализации и подойдет тем, у кого с этим проблемы.
Однако и это еще не все.
Четки можно использовать для репетиции перед сном, представляя пробуждение без движения, попытку разделения и четыре цикла после них. После отработки каждого цикла сдвигается одна из бусин. Это очень хорошо формирует намерение на ночь.
Но самое главное — это то, что четки можно перебирать в воображении! После одного вечера я уже мог представлять, как я это делаю в воображении и, соответственно, вспоминать всю связанную с ними информацию. При этом на них еще осталось место на десяток или два дополнительных элементов. Можно, например, запоминать план.
]]>Вы сговариваетесь и выдвигаете копенгагенскую интерпретацию квантовой механики, которая, с одной стороны, давала бы хоть какое-то толкование квантовой белиберды, описываемой уравнениями Шредингера, а с другой — тяп-ляп, но объяснила бы, каким образом запутанные квантовые объекты превращаются в обычный наблюдаемый мир.
«Квантовый объект», — говорите вы, — «описывается волновой функцией. А потом она коллапсирует, и оп-па — мы видим обычный привычный неквантовый мир.»
Ваши подельники сомневаются, но вы им говорите, — «заткнитесь и считайте! Нам просто нужна какая-то интерпретация, чтобы от нас отвязались. А мы будем просто считать по формулам.». Скрепя сердце, они поддерживают вас, и копенгагенская интерпретация становится общепринятой1.
Вы, наверное, подумали, что на этом дело и закончилось? Можно забыть об этом квантовом кошмаре, выдохнуть, и начать проповедовать научпоп, звучащий так, как будто он прямиком из XIX века?
Нет. Потому, что копенгагенская интепретация стала фундаментом, на котором расцвел New Age и связанные с ним магические практики.
Копенгагенская интерпретация, если мы на неё соглашаемся, немедленно заставляет нас задать следующий вопрос: «Когда происходит коллапс волновой функции?» Известный мысленный эксперимент Шредингера, в котором живого кота засовывают в коробку и превращает его в запутанную квантовую систему, состоящего из суперпозиции одновременно кота живого и мертвого, иллюстрирует именно эту проблему. Может ли такое действительно быть? Если нет, то почему? Что и в какой момент вызывает коллапс описываемого формулами квантовой механики мира в мир привычных объектов?
Юджин Вигнер, венгерско-американский физик-теоретик, идет дальше. В статье «Remarks on the Mind-body question», опубликованной в сборнике «The Scientist Speculates», ученый усложняет эксперимент Шредингера, замещая кота человеком. В результате рассуждений он приходит к выводу, что разум (в значении mind) человека играет ключевую роль в коллапсе волновой функции.
В научно-фантастическом романе «Карантин» Грега Эгана эта идея играет ключевую роль. В недалёком будущем в недрах какой-то корпорации учёные выясняют, что коллапс волновой функции происходит в мозгу, и это эволюционно развившаяся способность — по крайней мере, у человека. Способность эта работает бессознательно, но с помощью специального импланта можно натренироваться использовать её более осознанно. Например, выкинуть сто раз подряд шестерку костей. Или открыть любую дверь, а заодно и пройти незамеченным мимо камер. Как такое возможно? Очень просто – из всех возможных состояний, которые мог бы принять мир в результате коллапса волновой функции, вы выбираете тот, что нужен вам.
Однако Грег Эган — писатель. В своих романах он рассматривает различные интересные идеи и следствия, которые из них вытекают, но не подписывается на них. Однако представьте, что вы действительно согласны с копенгагенской интерпретацией, и после некоторого размышления соглашаетесь и с выводом Юджина Винера. Какое из этого можно извлечь руководство к действию?
Руководство к действию очень простое: бессознательный процесс, коллапсирующий суперпозицию множества возможных состояний мира в одно проявленное, можно попробовать взять под контроль и направить к собственному благу. И именно этот вполне рационально обоснованный вывод (при условии, что вы соглашаетесь на копенгагенскую интерпретацию) становится фундаментом множества магических и «эзотерических» практик второй половины и начала XX века.
Например, что делает Аристарх, когда записывает свое желание на бумажке, по определенным правилам преобразует его в специальное изображение-сигилу и затем визуализирует ее в течении какого-то времени, стремясь достичь определенного трансового состояния? Кто-то скажет, что он занимается ерундой. Но на самом деле, он занимается целенаправленным коллапсом волновой функции. То же самое делает Агафья, недавно просмотревшая фильм «Секрет» и теперь яростной визуализацией притягивающая желаемое будущее.
В статье «В сумерках атомизма» мы рассматривали процесс упадка атомистической метафизики и триумфального возвращения магов и жрецов Древних богов, одерживающих всё новые и новые победы над научными популяризаторами, и к тому, что уже было написано, можно добавить важную дату: год 1962-ой, год, в котором была опубликована статья Юджина Винера, ознаменовавшей конец механистического мира.
1 Несколько более подробно об истории создания копенгагенской интерпретации можно прочитать, например, в второй главе «The Curious History of Quantum Mechanics» книги «The Quantum Handshake: Entanglement, Nonlocality and Transactions» Джона Крамера.
]]>Одна из тех способностей о которой по какой-то странной причине почти никогда не могу вспомнить во время ОС, даже если составляю план и, если и вспоминаю об этом, то лишь случайно. Почему то тоже не встречал нигде упоминаний об ядре (возможно вижу ядро просто потому что по какой-то причине решил что оно определенно должно существовать).
Собственно в таком режиме восприятия внешность персонажей уходит куда то на второй план (но всё ещё воспринимается). Где то в области центра груди персонажей виднеется многослойная полупрозрачная сфера, определенного оттенка цвета (цветов?), при этом некоторые слои выходят за пределы тела.
Лучше всего в памяти отложился самый первый раз когда это увидел, около года назад. Осознался в каком то классе, у доски, и почему-то пришла в голову мысль крикнуть что то похожее на „пусть мир покажет свой истинный вид“ после чего восприятие сильно изменилось. Хоть изменилось (проявилось?) много чего, глаза сразу зацепились за персонажей, сидящих в классе.
Я видел их как обычно, но при этом, одновременно с этим, будто на отдельном слое восприятия, каждый из них выглядел скорее похожим на многослойные сферы, с максимальной концентрацией, образующей ядро, в области центра груди. У сидящих вблизи сфер как таковых не было, а скорее просто бесформенная светло серая дымка, и от персонажей явно чувствовалось что они пустышки. В дальней части класса сидели персонажи (группами по 3-4) с синими и зелёными + вроде ещё какие-то то цвета видел.
Неожиданно подбежали какие то персонажи, начавшие пытаться ухватиться или толкнуть, при этом это выглядело как будто приблизились красные сферы, с тонким, слабо проявленным ядром в центре, и пульсируют внешней оболочкой, которая накатывает на меня волнами.
В тот момент возникла мысль что раз вижу, то могу и взаимодействовать, поэтому ткнул пальцем в одно из накатывающих красных ядер. Он схлопнулось как мыльный пузырь, а остатки чего то красного, словно газ, растворились в окружении. Сам персонаж тоже исчез. Проделал такое с остальными накатывающими красными сферам и вышел из класса.
Заглянул в соседний класс, где увидел сидевшую там группу персонажей, о чём то беседующих. Они с интересом начали меня разглядывать. Я отметил про себя что у этих ядро оранжевое и вышел из класса.
Неожиданно наткнулся на кого то с плотным красным ядром. Подумал что он такой же как те красные что были в классе и ткнул в ядро. Ядро лопнуло, но вместо того чтобы рассеяться, из него что то вывалилось (показалось тогда что это что то типа органов), а сам персонаж начал истошно орать в агонии, принимая форму какой бесформенной массы плоти. Я испугался и начал пытаться его собрать мысленно обратно, но не получалось, в процессе чего и проснулся.
Потом ещё несколько месяцев, по какой то причине, точкой входа в ОС были какие-то очень жуткие мрачные места (хотя с обычными снами проблем не было).
Это описание хорошо коррелирует с моими рассуждениями о том, можно ли видеть сущность существ напрямую, и это один из возможных вариантов подобного восприятия. Однако здесь также вспоминается старый пост на тему библейского высказывания из Экклезиаста (12:6-7)
Доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
В сновидении мне так объяснили, что такое «повязка», «кувшин» и «колесо»:
- «Колесо» — это само энергетическое тело, «двойник».
- «Кувшин» — некое ядро этого тела, содержащее суть, эссенцию самого сновидца. Уже в реале при анализе сновидения пришла мысль, что это может соответствовать кастанедовскому понятию «точки сборки», но не уверен, скорее ближе к понятию «монады» (как «божественной искры») или «Внутреннего бога».
- «Золотая повязка» — исходящие от энергетического тела эманации, «аура».
Во сне выше мы видим описание «кувшина» (ядра) и «колеса» (тела вокруг него).
]]>]]>Иногда можно услышать что-нибудь вроде «мы треть жизни проводим во сне и из этого времени еще треть — в сновидениях». Это ерунда. На самом деле в ярких сновидениях мы проводим 5-10% от всей ночи. Остальное время, помимо медленного сна и бодрствования — это тоническая БДГ, то есть просоночная темнота. Это такое состояние «на старте», когда сны могут вот-вот начаться и иногда даже проплывают какие-то непродолжительные микро-сновидения перед глазами, но полноценных сюжетов можно ждать и по 5, и по 10, и по 15-20 минут подряд. Но в то же время это не 1-я стадия, что чаще всего можно понять уже только постфактум, по полисомнографическим данным. В общем, тоническая БДГ — это значительная часть общей продолжительности фазы БДГ, очень много времени, но это тем-но-та. Поэтому и так сложно попасть каким-нибудь будильником на яркий и полноценный сон, что они совсем не треть времени нам снятся. Если бы! По факту это лишь островки света в море темноты просона.
Если вы не испытываете каких-то близких к патологиям состояний, яркие сновидения длятся максимум 2-5, а в исключительных случаях 5-10 минут. Гораздо чаще фрагменты идут по 1-2 минуты. А между этими фрагментами располагается как раз та самая тоническая БДГ, о которой мы выше говорили, то есть просоночная темнота. Просто мы ее не помним, вот в чем секрет нашего восприятия при пробуждении. Нам кажется — вот я был там-то, потом оказался там-то, потом приехал туда-то… И мы дополняем эти «монтажные склейки» выдумками, предполагая, что просто эти переходы плохо помним. А на самом деле, чаще всего, там и вспоминать-то нечего, потому что это просто темнота и ничего больше. А темноту — как вспомнить? Там ничего не происходило, кроме, может быть, вялых и сумбурных мыслей. Поэтому ОС у большинства людей и не длятся десятками минут, и в этом нет ничего ненормального, потому что и обычные сны у людей — фрагментированы. Поэтому в первую очередь рекомендую не ОСы пытаться как-то невероятно углублять, а учиться продлевать их в серии — вот где таится неординарная возможность. Полежал немного в этой просоночной темноте, и если не двигаться и не будоражиться, то через 10-30 секунд или 1-2 минуты — вполне можно дождаться начала «следующей серии» и продолжить ОС даже без особенных к этому усилий. Вот в таком режиме действительно можно проводить в ОС/ВТО десятки минут за раз. А непрерывно — это либо близко к патологии, либо упомянутый эффект «монтажа» (ведь детали длинных ОСов так же забываются, как и обычных сновидений), либо выдумка. Что становится совершенно прозрачно и очевидно, когда видишь полисомнографию.
]]>
Начнём с того, что с начала двухтысячных и по нынешний момент случилось несколько волн популяризации осознанных сновидений. Хорошо это или плохо, но большая часть людей имеют об этом какое-то представление и имеют на этот счет какое-то мнение (значительный вклад в это внёс фильм «Начало»). Любой, у кого есть к этому интерес, легко найдёт материалы по этой теме.
Потом, появилось множество тренеров ОС, которых интересует не столько ОС и успехи своих учеников, сколько заработок денег. Именно они в первую очередь заинтересованы в охвате как можно большего количества людей, так как от этого зависит их доход. При этом их подход к ОС очень вредных.
Во-первых, они профанируют само занятиями осознанными сновидениями: «освой ОСы за три дня», «в осознанных сновидениях можно делать что угодно» и т.п.
Во-вторых, агрессивной и навязчивой рекламой своих услуг они ухудшают посторонних людей к нашему занятию, а оно и так необязательно положительное.
В-третьих, осознанные сновидения имеют в себе что-то, что потенциально может привести к срабатыванию «человеческой системы безопасности» — резкой реакции социума на идеи и практикам, которые по некоторым причинам воспринимаются крайне опасными. Приведу пару примеров.
Во время Ренессанса были популярны герметические и магические практики, в значительной степени основанные на астрологии и искусстве памяти. Последнее подразумевает интенсивную визуализацию и способно приводить к различного рода измененным состояниям. Не исключено, что и осознанные сновидения также играли значительную роль. А дальше происходит следующее: с «магией», с астрологией и с искусством памяти начинают воевать как католическая церковь, так и зарождающаяся наука. Первая начинает активные гонения, начало которых отмечает казнь Джордано Бруно, вторая высмеивает магию и астрологию, а позже начинает гонения и репрессии сама, когда к власти приходят идеологии, основанные на культе разума. В результате, весь комплекс ренессансных практик оказывается утерян.
В начале второй половины XX века происходит «психоделическая революция», когда в руках людей оказывается легко доступный способ исследовать измененные состояния сознания, причем очень удобным эмпирическим образом, поскольку использование психодолических веществ позволяет менять восприятие контролируемым и воспроизводимым образом. Казалось бы, перед нами появились новые научные горизонты. Однако что происходит в дальнейшем? Срабатывает «человеческая система безопасности», и «психоделическая революция» превращается в «психоделическое подполье».
Поэтому в конктексте осознанных сновидений и их популяризации лучше занять позицию умеренности. Если кому-то они интересны, то пусть находит нас и присоединяется к нам. Но навязывать, убеждать и рекламировать ОСы уже не надо — и не надо давно.
]]>Можно по разному относиться к Радуге, а уж глумиться над чужими терминами – одно удовольствие. Больше похоже на неуклюжую попытку высмеять идеологического конкурента. А что Вы сделали для популяризации и исследования феномена? Пара статей?
Этот аргумент относится к категории «сперва добейся». Предполагается, что критиковать того или иного известного человека могут только те, кто также сделал какой-то вклад — в данном случае, критерием выдвигаются популяризация осознанных сновидений и исследования в этой области. К счастью, мне есть, чем на него достойно ответить.
В 2020 году я посчитал количество статей, которые написал за все время существования сайта, и на тот момент их было 320+. К тому нужно прибавить еще примерно 30 статей, написанных за это время — таким образом, всего их 350+. На мой взгляд, этого более чем достаточно, чтобы иметь право критиковать, например, Михаила Радугу. А если с этим кто-то не согласен, то тогда уже я сам строго скажу; «Сперва добейся!»
В плане исследований мне, конечно, далеко до Радуги, который, предположительно, вживлял себе электроды в мозг. Мой собственный предел в этом плане ограничивается электрошоком, однако, думаю, что этого тоже достаточно с учётом моего общего вклада в сновиденное дело. (Если кто-то не согласен, то, опять же, он или она может взять электроды или электрошок и сперва добиться.)
Рассмотрим второй важный момент. Иллюзия реальности пишет:
Больше похоже на неуклюжую попытку высмеять идеологического конкурента.
Мне кажется, что попытка была вполне уклюжая, но момент с «идеологическим конкурентом» стоит рассмотреть поподробнее. Было время, когда я относился к Михаилу Радуге весьма благожелательно и меня можно было обвинить в позитивном предубеждении к нему. Возьмём, например, мой обзор на его фильм «Фаза». Фильм — отстойная попса, эксплуатирующая совершенно избитые штампы в духе «от нас скрывают». Тем не менее, я постарался найти в этом положительные моменты и в заключении написал:
Для тех, кто уже читал книгу Михаила Радуги, в фильме нет ничего нового. Тем, кто со скептицизмом относится к современному телевидению, смотреть его и вовсе не рекомендуется. Однако фильм может быть интересен тем, кто смотрит телевизор и кто не в курсе темы, которой он посвящён — в этом случае он вполне оправдывает потраченные на него тридцать минут.
Вот что значит хорошее отношение к человеку. К тому же тогда я мыслил в духе «мы делаем одно дело» и считал нужным поддержать подобное, хоть и очень неуклюжее, начинание.
Однако затем кое-что произошло. На форуме aing.ru один из модераторов выдал мне статус «Опытный фазер». Я об этом не просил, но какому эго не хотелось бы получить статус на форуме? Вот и моё было не против, тем более, что статус был заслуженным. Но затем через несколько дней статус отобрали, и модератор, его выдавший, с извинениями объяснил, что об это распорядился сам Михаил Радуга. Какие соображения им двигали — мне неизвестно. Может быть, он не хотел тем самым усиливать авторитет сновидца, не являвшегося частью структуры, которую он строил; может ещё что-то, однако на этом наша с ним (заочная) дружба закончилась, и после этого я уже писал то, что считал нужным.
Например, он награфоманил в свое время совершенно нечитабельную книгу «Тайна Элизабет», и в обзоре на неё я честно написал: «графомания, читать не буду». А термин «Фаза» — откровенно дурацкий, и поскольку меня больше не сдерживало ощущение, что мы с ним в какой-то мере соратники по сновидчеству, то ничто меня не остановило от того, чтобы известить широкую общественность об этом прискорбном факте.
Кто-то может, конечно, сказать: «Но, послушай, Фантас, даже несправедливое лишение статуса на форуме не может являться основанием, чтобы не почитать Михаила и не писать ему хвалебные оды, ведь он делает такой большой вклад в популяризацию феномена!» На это отвечу, что, во-первых, мои собственные взгляды на необходимость популяризации феномена несколько изменились (об этом я напишу в другой раз), а во-вторых, ребят, камон! Человек мне лычку на форуме зажал. Какие хвалебные оды? Это война! О которой я, правда, забыл, но вот забрёдший комментатор напомнил.
]]>Можно по разному относиться к Радуге, а уж глумиться над чужими терминами – одно удовольствие. Больше похоже на неуклюжую попытку высмеять идеологического конкурента. А что Вы сделали для популяризации и исследования феномена? Пара статей?
Этот аргумент относится к категории «сперва добейся». Предполагается, что критиковать того или иного известного человека могут только те, кто также сделал какой-то вклад — в данном случае, критерием выдвигаются популяризация осознанных сновидений и исследования в этой области. К счастью, мне есть, чем на него достойно ответить.
]]>У крыс тета-ритм возникает выборочно в бодрствовании во время пространственного исследования окружения; у этих же животных тета-ритм присутствует во время REM-сновидения (Vanderwolf 1969; Winson 1972). Пространственную память в грызунах можно рассматривать как простую форму эпизодической памяти (Deiana et al. 2011). Бужаки (2005; 2006, p. 333) предполагает, что эпизодическая память в людях могла развиться из мозговых механизмах, которые используются для навигагии в пространстве по ориентирам местности.
Какие выводы мы можем из этого сделать?
Первый и самый главный — это фундаментальность и первичность топографического аспекта сновиденного мира.
В статье «Практика отделения сюжета от декораций» я предположил:
Как видно, сюжет сновидения имел общее с топосом только то, что сны с подобным сюжетом здесь обычно разворачиваются, однако с реальной съемной квартирой, где я сейчас живу, место имело мало общего. Удивительно, что сновидение даже не попыталось придать квартире реальное сходство. Вероятно, это говорит о том, что структура «топосов» и декорации, натягиваемые на неё, намного стабильнее, чем сюжет.
Может ли это говорить о том, что сюжетные сны своего рода вторичны по отношению к сновиденному миру? Может ли быть так, что сначала людям снились сны без ярко выраженного сюжета, как в реальности, и лишь позже сновиденный мир стал использоваться также для проигрывания сюжетных снов?
Из теории Ллевелин также следует, что в начале были топосы, на фундаменте которых строится всё остальное. Поэтому как бы ни относиться к космологии и теомахии Хакеров Сновидений, их упор на картографию совершенно логичен, как и логично развитие их взглядов: от использования картографии «как трикса» для развития сновиденной памяти до упора на исследование топографии сновиденного мира, в котором, предположительно, скрывается множество тайн и загадок, поскольку сновиденный мир натянут на топографический каркас.
]]>Статья, о которой пойдёт речь, называется «Such stuff as dreams are made on? Elaborative encoding, the ancient art of memory, and the hippocampus»1 и была опубликована в журнале «Behavioral and brain sciences» ещё в 2013 году. В ней Сью Ллевелин начинает с того, что излагает вводную информацию о старинном искусстве памяти, с помощью которого в античности и средневековье ораторы и интеллектуалы запоминали большие объёмы информации. Например, речь, которую нужно произнести перед Сенатом, или содержание философского трактата.
Как кодируется информация с помощью искусства памяти? Ключевой метод — это метод локаций. Вы выбираете какое-то подходящее место, и, мысленно идя по нему, расставляете различные визуальные образы, скомпонованные необходимым образом. Например, вы хотите запомнить список продуктов. Вы представляете как идёте по квартире, начиная от входной двери. Первым делом, прямо рядом с дверью вы помещаете огромный апельсин, перемещаетесь в комнату и кладёте на кровать большую картофелину, а на стол — здоровенное яйцо. Но, допустим, вы ещё хотите запомнить, что вам не просто надо купить яиц, а ещё и то, что надо взять ровно два десятка. Есть разные системы кодирования чисел в визуальные образы. В одной из них двадцать — это дом, поэтому можно визуализировать, что на столе лежит яйцо, в которое воткнут дом.
Если бы мы нарисовали это и показали кому-нибудь, то, наверное, он бы решил, что изображение очень странное и бессмысленное, однако, для кодирующего эта картинка совершенно понятна и несет полезную информацию.
Конечно, если бы мы попытались запомнить не список покупок, а философский трактат, нам пришлось бы проделать много дополнительной работы. Например, реорганизовать и сжать информацию из него так, чтобы ее можно было закодировать с помощью метода локаций. Мы бы использовали яркие, неожиданные и насыщенные эмоциями образы и т. д.
Теория Сью Ллевелин продолжает и развивает уже не раз высказывавшуюся идею, что сновидения связаны с обработкой в сне воспоминаний. Она отмечает, что сновидения имеют много общего с искусством памяти.
Во-первых, сновидения происходят в пространстве, в котором сновидец активно перемещается.
Во-вторых, в сновидениях присутствует множество элементов событий из реальной жизни, однако они реорганизованы и смешаны причудливым образом.
Отсюда (и я опускаю здесь всю её аргументацию, которую можно посмотреть непосредственно в статье) она выдвигает следующее предположение: во время сна гиппокамп обновляет «указатель», подобный тем, что используется в библиотеках для поиска книг, только его указатель используется для поиска воспоминаний. Ллевелин, ссылаясь на ряд исследований на людях и мышах, предполагает, что эта система изначально использовалась для индексирования пространственных локаций, но затем стала использоваться и для индексирования других видов воспоминаний. Странности сновидений связаны с тем, что используются схожие принципы, которые используются в искусстве памяти, однако поскольку конкретные правила, по которым происходит кодирование при обработке воспоминаний, для сознания недоступны, то и сновидения кажутся нам странными и причудливыми.
Как и было упомянуто ранее, у этой теории есть интересные пересечения с картографией сновидений, которые мы рассмотрим в другой раз.
1 PDF-файл со статьёй и комментариями к ней других учёных.
]]>— …потому что это сон, — сказал я во время диалога со сносуществами, выдавшим себя за моих родителей, в ответ на какой-то вопрос «мамы».
Не желая тут же прерывать сюжет, я последовал за ней в другую комнату, однако почувствовал, что отношение «родителей» изменилось, и решил внимательнее к ним присмотреться. Здесь мне стал очевиден интересный механизм, свойственный восприятию сносуществ, пытающихся себя выдать за кого-то. В обычных снах они воспринимаются (если отрефлексировать опыт по пробуждению) как-то нечетко — их лицо словно находится в дымке. Ты «знаешь», что это «родители», но редко приглядываешься или смотришь на них в упор. После осознания эта особенность сохранялась некоторое время, но после усилия та, что выдавала себя за маму, стала восприниматься очень четко.
Это было антропоморфное существо в чем-то, похожем на платье, с практически белой кожей, полностью черными глазами и какими-то простыми, нечеловеческими чертами лица. Второе существо было той же породы. Я почувствовал враждебность и решил, что надо как-то избавиться от них. Стал искать что-то, что могло бы втянуть их в себя, и достал из кармана перстень с красным камнем, который тут же надел и направил на одно из существ.
Перстень сработал как надо: существо всосалось прямо в него.
Родители в сновидениях не всегда являются снообитателями подобного рода и могут восприниматься вполне нормально, но довольно часто, если проанализировать сны с их участием, предпочитают «отводить глаза» сновидцу. Тем не менее, в ОСе их можно хорошо рассмотреть, проявив чуть-чуть настойчивости.
]]>Недавно мне приснился следующий сон:
Я нахожусь в квартире, где снимаю сейчас комнату. Вместе с другим жильцом мы узнаем, что сейчас будет запущена волна ядерных ракет. Мы ложимся на пол.
После пробуждения и анализа сна стало очевидно, что место, где происходило действие сна, не имело с реальной съемной квартирой ничего общего. Это было какое-то очень старое и неремонтированное помещение, что уже во сне вызывало у меня недоумение, так как реальная квартире выглядит куда лучше. То же самое касается внутренней планировки, которая была совсем другой. Затем я вспомнил, что это за место. В моем сновиденном мире есть «доходный дом», где обычно и разворачиваются сны, связанные со съемными квартирами или с их покупкой. Интересно, что часть дома совершенно неотремонтированна, квартиры с обшарпанными стенами, дырами в потолоке и т. п.
Как видно, сюжет сновидения имел общее с топосом только то, что сны с подобным сюжетом здесь обычно разворачиваются, однако с реальной съемной квартирой, где я сейчас живу, место имело мало общего. Удивительно, что сновидение даже не попыталось придать квартире реальное сходство. Вероятно, это говорит о том, что структура «топосов» и декорации, натягиваемые на неё, намного стабильнее, чем сюжет.
Может ли это говорить о том, что сюжетные сны своего рода вторичны по отношению к сновиденному миру? Может ли быть так, что сначала людям снились сны без ярко выраженного сюжета, как в реальности, и лишь позже сновиденный мир стал использоваться также для проигрывания сюжетных снов?
]]>От медитации меня отвлекло назойливое ощущение, что что-то должно произойти. Не выходя полностью из погружения, я открыл глаза и осмотрелся. Вокруг был тот же полуразрушенный зал торгового центра, в котором я заночевал. Он был давно разграблен, и на полках почти не осталось товаров, однако стены здания несли следы многочисленных перестрелок. Вероятно, не раз и не два враждующие банды сражались здесь за лут, и не раз и не два забрёвший на ночёвку сталкер был вынужден отстреливаться от терминаторов.
Терминаторы.
Я снова прислушался к ощущениям. Здесь скоро будут терминаторы. Ощущение было очень сильным и почти переходило в полноценное воспоминание. Сделав несколько вдохов, я попробовал поймать его.
Память – странная штука. Отягощенная квантовой физикой – штука еще страннее. В XX веке физики сломали голову, пытаясь интерпретировать эксперимент с фотоном и двумя щелями: его поведение и результаты эксперимента – будет ли вести себя как частица или как волна – зависели от наблюдателя. Интерпретация, которую предложили Бор и Хейзенберг, говорила о том, что волновая функция, описывающая состояние объекта, коллапсирует в результате измерения.
Так, отвлёкся.
Они зайдут с центрального входа. Их будет.. я напрягся, пытаясь вспомнить. Кажется, двое и поисковый дрон. Дрон пролетит вперёд и увидит «двойника». Терминаторы пройдут вперёд, и в этот момент начнётся огонь. Откуда?
Воспоминание не поддавалось, и мысль снова перешла на фотоны. Копенгагенская интерпретация породила множество вопросов. Кто или что такое наблюдатель? Должен ли он иметь сознание? Должен ли он быть живым? Происходит ли коллапс волновой функции в мозгу? Можем ли мы взломать этот процесс? Эзотерики и маги целый век пытались это сделать, привлекая к этому всё, что можно — от Космического Сознания до демонов, которые, наверное, не знали, куда деваться.
Проблема была в том, что никакого коллапса волновой функции не происходило. Интерпретация была неверна.
Стоп! Огонь начнётся сверху, но меня там не будет, это я вспомнил точно. Значит, я использую автоматическую турель. Да, точно. Она начнёт огонь и выведет из строя первого, в то время как я стреляю по дрону из винтовки. Но что сделает второй?
Вдох-выдох. В XXI веке недостатки копенгагенской интерпретации были очевидны многим теоретикам, и были выдвинуты другие, которые говорили, что наблюдаемые нами странности связаны с другим, а именно — с ретропричинностью. События из будущего оказывают влияние на прошлое. Фотон не ведёт себя странно, просто на его поведение оказывает не только его прошлая история, но и будущая. Ведь время в уравнениях Шредингера симметрично. Да, мы в основном воспринимаем стрелу времени однонаправленной, и на то есть свои причины, говорили физики, но эта однонаправленность не жёсткая. Кое-что может передаваться относительно свободно: и это что-то — информация. До некоторого момента всё это оставалось дебатами о тонкостях теории, оторванной от реальной жизни. Пока не пришли терминаторы.
Терминаторы. Второй терминатор выстрелит из ракетной установки. Он постарается захватить область, в которой, согласно расчётам его нейронной сети, окажусь я, когда постараюсь уйти из области поражения. Поэтому.. вместо того, чтобы укрыться за полками, я побегу вдоль длинного соседнего прилавка и сделаю один точный выстрел.
Глубокий вдох. Человечество проигрывало машинам. Не так быстро и катастрофически, как считали фантасты: у человека множество преимуществ и, в конце концов, миллионы лет эволюции за спиной, но мы теряли город за городом и страну за страной. Мы привыкли полагаться на технологии, но машины начали создавать свои, полагаясь на генетические и метаэвристические алгоритмы. Им не нужно было долго размышлять, не нужно было долго согласовывать и продираться через бюрократию, их общество не раздирали социальные противоречия, а ещё у них не было души, и их не терзали сомнения.
Но главное — они хорошо предсказывали будущее. Унаследовав массивы данных, собранные человеческими государствами, и собирая свои собственные, они научились предсказывать наши стратегические решения, а затем и действия конкретных отрядов и конкретных людей. Именно тогда начался перелом и великое отступление человечества.
Я поднялся. Теперь, когда я вспомнил, что произойдёт, нужно было подготовить петлю. Временную петлю, которая затянется на шее терминаторов.
Самым сложным оказалось установить турель. В воспоминании она стреляла сверху: оказалось, что под потолком есть очень удобная и незаметная ниша, словно специально для неё приготовленная. Добраться до неё оказалось не так просто, но в конце концов, турель заняла своё место. Терминаторы были стандартные, поэтому я оставил обычные настройки. «Двойника» поставил за столбом в центре зала. Сам занял место за одним из стендов рядом с прилавком. Теперь надо было ждать.
Если информация может передаваться из будущего в прошлое, и даже фотон этим пользуется, то очевидно, что этим могут пользоваться и живые существа. Эксперименты первой половины XXI века показывали, что именно это они и делают. Планарии способны предсказывать звуковое воздействие за несколько секунд. Студенты предсказывали, что компьютер выберет эротическое изображение — результаты не сильно, но значимо отличались от случайных. Многие возможности мозга, объяснявшиеся могуществом «бессознательного», на самом деле объяснялись не нашей способностью делать выводы из информации, накопленной в результате прошлого опыта — машины куда сильнее в этом — а тем, что мозг постоянно подсматривает в будущее. Не намного — на секунду-две, но часто.
Я устроился поудобнее и зевнул: эффект от медитации еще не прошёл, но спать было нельзя. Терминаторов всё еще не было, однако ощущения подсказывали, что воспоминание свежее. Они скоро будут, и не время видеть сны.
Сны. Эксперименты со снами показали, что значительная часть сновидений — это не только отражение произошедших событий, но и будущих. Раньше такие сны было принято игнорировать, тем более, что проснувшись, человек не знал, что они о будущем.
Сейчас, конечно, всё по-другому. Детей учат записывать сны и сопоставлять с прошлыми и, особенно, будущими событиями. Для большинства это просто тренировка — такая же как ежевечернее предсказание образа, который будет случайным образом выбран завтра, и который ученик постарается запомнить. Запомнить, чтобы вспомнить вчера. Однако есть и те, кто особенно способен к воспоминаниям о будущем.
Они здесь.
Они зашли с центрального входа: двое терминаторов и поисковый дрон. Терминаторы остановились у входа, в то время как дрон полетел вперёд и увидел «двойника». Терминаторы направились к нему, и турель активировалась, открыв по одному из них огонь. Я привстал и выстрелил из винтовки в дрон. Не теряя времени, чтобы убедиться, что он упадёт, я побежал к прилавку, слыша за спиной взрыв. Нейросетка терминатора ошиблась с предсказанием, и он выстрелил не туда. Резко остановившись и вскинув винтовку, я выстрелил в терминатора. Тот застыл, а затем упал.
Всё произошло так, как я и вспомнил.
Вылез из-за прилавка и направился к корпусам уничтоженных машин.
И неожиданно вспомнил эпизод из прошлого.
Представьте, что вы хотите не просто научиться вспоминать ближайшее будущее. Вы хотите передавать информацию на годы и десятки лет вниз по временному потоку. Это кажется сложным, но во время войны оказалось, что это не только возможно, но и давно использовалось некоторыми тайными и не очень организациями. Священники Ватикана и мастера Ордена Тамплиеров, на протяжении столетий старательно делавшего вид, что его не существует, составили костяк новой организации, передающей сведения из будущего в прошлое.
Я был одним из них — рядовым послушником. Время, проведенное в подземном монастыре, было самым спокойным в моей жизни. Прогулки по саду, медитации, сны, пока, наконец, не случилось оно — главное воспоминание моей жизни, которое нельзя было спутать с чем-то другим.
Я стоял на холме вместе со спутником, с которым мы проделали долгий путь, и причиной этого пути во многом было то, что сам я был очень стар и знал, что жизнь скоро закончится. Мы смотрели вниз на разрушенный купол одной из производящих матриц, вокруг которой были следы побоища с останками множества уничтоженных машин. Я чувствал глубокое удовлетворение. Всю жизнь я сражался с машинами. Я потерял друзей, соратников, потерял две семьи — но несмотря на всё это, борьба была не напрасна. Машины проигрывали.
— Ты хорошо запомнишь это? — спросил мой спутник. Он был моложе на полвека, и ему нужно было что-то передать вниз — что-то, что он сам получил сверху.
— Да, — сказал я, ещё раз оглядев руины производящей матрицы и потёр левую руку со шрамом, — да, чёрт возьми.
— Тогда…, — сказал он и произнёс какую-то фразу. Я повторил её и постарался хорошо запомнить, связав её с чувством удовлетворения и исполненного возмездия, которое чувствовал. То, что связано с сильными эмоциями, запоминается лучше всего.
Для меня эта фраза не значила ничего, но для начальства — очень много. Моё пребывание в монастыре было закончено, но перед тем, как перейти в школу сталкеров, я получил награду. Как можно мотивировать молодого человека через десятки лет запомнить ничего не значащую фразу, чтобы вспомнить её десятками лет ранее? Нужно подкрепление. И в ту же ночь ко мне пришла девушка, в которую я был безнадёжно влюблён, и, конечно, начальство об этом знало.
Уходя из монастыря, я проходил по коридору, где стояла статуя разрушенного терминатора, подобного тем, которые сейчас валялись передо мной.
«Почему машины проиграли?» — хотел спросить я, но в этот момент меня накрыло сильнейшее ощущение опасности.
Это была ловушка.
Как сражаться с врагом, который знает будущее? Нужно переключить его внимание и занять на то время, на которое он способен вспоминать. Машины верно рассчитали, что я заночую в этом торговом центре. И задолго до того, как поисковый отряд терминаторов вошёл в него, здесь был третий, который ждал, когда я закрою временную петлю, чтобы атаковать. Как и мой «двойник», сейчас он прятался за одним из столбов, и сейчас выстрелил в меня.
Левая рука. Она будет беспокоить меня всю жизнь, даже когда врачи заменят в ней кости и половину мышц на искусственные. Я всегда буду помнить об этом, и о том, как —
Я выхватил револьвер. Всего три патрона, но таких, которые способны уложить любого терминатора. Три выстрела, и он затих, привалившись ко столбу. Я побрёл к нему и привалился с другой стороны.
— Почему машины проиграли? — спросил я его. Терминатор молчал.
— Потому что сложно сражаться со врагом, который знает будущее, — ответил я сам себе, — и в этом будущем нет места для машин.
]]>Обучали её на изображениях, но при этом проводилось сопоставление с текстами, их описывающими, поэтому главная особенность Stable Diffusion — это генерация картинки по описанию. Это очень интересно, потому что можно увидеть, как нейросеть представляет те или иные концепции. В качестве разминки давайте посмотрим, что она сгенерирует на сновиденные темы.
Как могут выглядеть сноходители? Используем запрос «dream walkers, fantasy art».
Очень неплохо и очень сновиденно! Давайте теперь попробуем «dream walker, fantasy art» в единственном числе.
Результат неожиданный. Сноходитель в единственном числе — это девушка.
А теперь узнаем, как выглядят обитатели сновидений: «Dream dwellers, surreal fantasy art».
Эти получились довольно страшными, кроме тех, что на последней («dream eaters, fantasy art»).
Ну и наконец, как же тогда выглядят хакеры сновидений? («dream hackers, fantasy art»)
Картинки, которые генерирует Stable Diffusion, с точки зрения изобразительного искусства страдают множеством проблем, которые мы рассмотрим в другой раз, однако для генерации иллюстраций, передающих сновиденную атмосферу и настроение, она подходит очень хорошо.
]]>Обучали её на изображениях, но при этом проводилось сопоставление с текстами, их описывающими, поэтому главная особенность Stable Diffusion — это генерация картинки по описанию. Это очень интересно, потому что можно увидеть, как нейросеть представляет те или иные концепции. В качестве разминки давайте посмотрим, что она сгенерирует на сновиденные темы.
]]>Итак, работает ли метод, предложенный Полом Сильвой? Да, работает. За месяц я написал больше, чем за год. При этом я разобрал большую часть списка статей на написание.
Во-первых, у меня стали заканчиваться идеи для статей. Они не кончились, но не на все из них я был готов писать статью (надо продумать, проработать материал и т.п.). Автор книги прав — это действительно метод для того, чтобы писать много, особенно, если писать не час, а больше. Но тогда, наверное, надо уже не статьи писать, а книгу.
Во-вторых, вдохновение работало не каждый день — иногда хорошо, иногда не очень. Однако я согласен с Сильвой в том, что когда пишешь каждый день, то по итогу дней, когда пишется достаточно бодро, будет больше, чем если ждать, когда захочется писать.
В-третьих, ежедневное обязательство оказалось довольно выматывающим. Вообще, я довольно много времени посвящаю полезным занятиям: программированию, учёбе и чтению, но у меня нет жёстких обязательств делать это каждый день. Здесь же я подписался на час — и точка. Это привело к тому, что стало появляться нечто вроде утомления — было желание забить и пропустить пару дней, но приходилось себя заставлять.
Месяц тестирования показал, что метод рабочий и это очень хороший способ разобрать накопившийся список ненаписанных статей. В более общем виде — делать что-то регулярно — метод работает не только для письма, но и для других видов деятельности.
]]>Идея такова: если в нашей вселенной три пространственных измерения и одно временное радикально друг от друга отличаются, то в «ортогональной» вселенной такого резкого различия нет. Теоретически, взлетев на ракете и совершив определённый маневр, можно сделать так, что одно из пространственных измерений может поменяться местами с временным. Это даёт, например, такую возможность, что ракета, улетевшая с планеты и поменявшая таким образом систему координат, может лететь неограниченно долго, при том что на планете пройдёт совсем немного времени. Этим и пользуются герои трилогии: планете угрожает катастрофа, и её обитатели запускают корабль, который должен вернуться только тогда, когда улетевшие найдут решение. На корабле пройдут поколения, в то время как на планете всего несколько лет.
Понравились ли мне книги? Чтобы ответить на этот вопрос, разделю затронутые в них вопросы и идеи на три категории.
Обитатели планеты и улетевшего корабля описываются автором очень по-человечески, но на самом деле они совсем не люди, скорее чем-то напоминают раститительных амёб — могут выращивать конечности по необходимости, глаза, менять форму тела. Ключевым отличием, задающим очень многие сюжетные линии, является то, как они размножаются. Женщины этого мира просто делятся на четыре части, то есть сама мать погибает. Получается две пары «брат-сестра», которых воспитывают отцы. Сама идея интересная, однако автор заложил в неё определённый мотив, связанный с современной «повесткой» в англоязычных странах: страдания женщин, вопросы их автономии и так далее, который постепенно начинает надоедать.
Хотя действие происходит в другой вселенной с совершенно иными законами, социальная составляющая с головой выдаёт вид, к которому принадлежит автор, его культуру и эпоху. Проблемы, затрагиваемые автором, очень модные. В этом мире женщины опять страдают и их угнетают мужчины: их заставляют разваливаться на четыре части (ну, ок, здесь природа-матушка постаралась), мужчины сосредоточили всю власть, заседают в городских советах, в полиции тоже одни мужчины и т. п. В обоих романах нет ни одной плохой женщины. Если кто-то что-то делает плохое, то это всегда мужчины.
При этом мне была непонятна одна вещь. Как мужчины вообще захватили и удержали власть? Женщины этого мира сильнее и как минимум не глупее, а скорее и умнее. Растительные бизнес-вумены тоже уже появились. Можно было бы предположить, что мужчины у них просто очень деятельные и стремятся к власти из-за тестостерона. Но в этом мире секса как такого нет и тестостерона тоже. Есть только процесс слияния, после которого женщина делится на четыре части. У мужчин нет даже желания обладать другими женщинами, кроме желания однажды слиться со своей «сестрой». Единственное оправдание — это то, что женщины не переживают процесс деления, однако «противозачаточные» средства уже появились. Как минимум бы я ожидал преступных женских банд (на это моё возражение мне, правда, заметили, что это уже была бы не научная фантастика, а криминальный роман).
Во втором романе, мы видим, что на корабле сия патриархальная несправедливость устранена, однако бедным женщинам опять приходится страдать. Из-за нехватки еды, женщины постоянно голодают, чтобы при размножении делиться не на четыре части, а две. И автор начинает чётко выводить образы хороших мужчин и плохих. Хорошие мужчины следят, чтобы женщина могла полностью проявить свою автономию и реализовать свои желания, а плохие женщинам в этом мешают. В общем, читая второй роман, я почувствовал, что автор меня поучает как-то особенно сильно, и мне это не понравилось.
Грег Эган, очевидно, много размышлял над тем, как устроена вселенная, в которой разворачиваются действия трилогии. Свои размышления он вложил в уста героев, которые постоянно обсуждают множество научных теорий (действительных только для этой вселенной), и, по правде говоря, он перегибает с их количеством и размерами. В первом романе это не так заметно и сбалансировано развитием сюжетной линии, но в «Вечном пламени» автор предпринимает настоящий штурм на крепость читательского терпения. В общем, с какого-то момента я стал быстро пробегать по подобным диалогам, фиксируя только результат рассуждения.
Интересные идеи, интересный, в целом, сюжет, но вторая книга перегружена диалогами о том, как устроена физика этого мира, и едва замаскированными под сюжет нравоучениями о том, как должны себя вести мужчины по отношению к женщинам. Один из главных героев, по мысли автора — образцово-правильный, это прототип «куколда», которого спасла только биология этого мира. Живи он в нашем мире, вряд ли бы бы такой хороший конец, как описал Грег Эган. Не уверен, что буду читать третью часть. Лучше прочитаю его же «Карантин».
]]>Идея такова: если в нашей вселенной три пространственных измерения и одно временное радикально друг от друга отличаются, то в «ортогональной» вселенной такого резкого различия нет. Теоретически, взлетев на ракете и совершив определённый маневр, можно сделать так, что одно из пространственных измерений может поменяться местами с временным. Это даёт, например, такую возможность, что ракета, улетевшая с планеты и поменявшая таким образом систему координат, может лететь неограниченно долго, при том что на планете пройдёт совсем немного времени. Этим и пользуются герои трилогии: планете угрожает катастрофа, и её обитатели запускают корабль, который должен вернуться только тогда, когда улетевшие найдут решение. На корабле пройдут поколения, в то время как на планете всего несколько лет.
Понравились ли мне книги? Чтобы ответить на этот вопрос, разделю затронутые в них вопросы и идеи на три категории.
]]>